«Нужно выстроить систему общественного контроля при подготовке водителей» — Александр Козлов
О том, как прекратить порочную практику в обучении водителей, говорили в ОП РФ

16 октября 2019 г. в Общественной палате РФ прошел круглый стол «О состоянии государственного регулирования в сфере обучения водителей и мерах общественного контроля в целях повышения качества обучения и допуска водителей к управлению транспортными средствами и профессии».
По словам организаторов, на протяжении последних лет сложилась порочная практика в обучении водителей и допуске к управлению транспортными средствами. Большинство завершивших обучение в автошколе и получивших свидетельство о профессии «водитель» не сдают экзамены на право управления ТС в экзаменационных подразделениях ГИБДД.
В сложившейся ситуации крайне актуален независимый арбитр, наблюдающий за соблюдением прав потребителей услуги, прав и законных интересов автошкол. Эффективным арбитром в данной ситуации может стать институт общественного контроля над деятельностью экзаменационных подразделений территориальных органов Госавтоинспекции МВД России.
«Это важный вопрос, затрагивающий большое количество населения страны, и, конечно, нужно выстроить систему общественного контроля при обучении водителей», — сказал модератор круглого стола, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Александр Козлов.
Президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования Владимир Чуков рассказал, что общественный контроль в сфере предоставления государственной услуги по приему экзаменов на право управления транспортными средствами может быть реализован в форме постоянного (систематического) общественного мониторинга.
По его словам, общественный контроль в сфере предоставления государственной услуги по лицензированию образовательных услуг по реализации основных программ профессионального обучения и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий может быть реализован в форме общественной проверки.
При этом объектами общественного контроля будет порядок лицензирования образовательных услуг по реализации основных программ профессионального обучения, переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, порядок выдачи заключений о соответствии требованиям учебно-материальной базы автошкол.
«За последние годы, начиная с 2013-го, была проведена большая работа по нормативному регулированию в этой сфере, в основном эта работа проделана МВД России. Образовательная деятельность находится вне внешнего контроля — ни со стороны государства, ни со стороны общественности. В 2013 году были утверждены новые примерные программы, по которым действуют автошколы, и было введено такое понятие, когда каждый учащийся получает квалификацию «водитель», которая предполагает, что выпускник автошколы готов к участию в автодорожном движении. Но на деле оказывается, что выпускник водить автомобиль не может. Это говорит о том, что проблема многолетняя. Страдает в конечной точке потребитель. С другой стороны, многие автошколы перестали беспокоиться о том, чтобы человек сдал экзамен», — отметил он.
«Кому мы не доверяем? — спросил член Общественной палаты города Москвы Максим Буре. — Инспекторам, которые не выдают документы? Вам не кажется, что мы пытаемся подменить некий надзорный орган? И кто будет проверять этих же общественных контролеров?»
Александр Козлов в качестве последовательной работы с целью внедрения общественных контролеров предложил создать рабочую группу, которая будет отрабатывать организационные вопросы и налаживать взаимодействие с органами Госавтоинспекции.
«Общественный контроль предусмотрен статьей 50 закона о полиции. Вы хотите установить отдельный вид контроля за экзаменационными подразделениями. Никто не против. Но главная задача, чтобы к управлению автотранспортом допускались компетентные водители: вопрос не в том, как принимается экзамен, а в том, как осуществляется обучение. Здесь много вопросов», — отметил заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГУОБДД МВД России полковник полиции Николай Гиляков.
В ходе круглого стола участники обсудили проблемы взаимодействия автошкол с территориальными органами ГИБДД, проблемы лицензирования образовательных услуг, общественный контроль в сфере предоставления государственной услуги по приему экзаменов на право управления транспортными средствами.
Подводя итоги, Александр Козлов отметил, что все предложения участников войдут в проект рекомендаций для соответствующих органов власти.


Материал для обсуждения

в Общественной палате Российской Федерации

от 16 октября 2019 года



Проведение круглого стола обусловлено принятыми Общественной палатой рекомендациями по итогам Всероссийской научно-практической конференции автошкол на тему: «Добровольная сертификация автошкол в повышении качества обучения водителей» от 7 июня 2018 года в части необходимости развития взаимодействия общественных объединений с органами государственной исполнительной власти.
В соответствии с действующим законодательством вопросы обучения водителей ТС находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования. Однако их деятельность распространяется лишь на государственные и муниципальные образовательные организации. Вместе с тем, основной объем обучения водителей (90%) осуществляется в негосударственном секторе. Таким образом, процесс обучения водителей находится не только без государственной поддержки, но и без государственного контроля над качеством обучения, т.к. осуществление указанного контроля нормативно не регламентировано. Восполнить отсутствие внешнего контроля должна, организуемая в субъектах Российской Федерации, Система добровольная сертификация автошкол, в соответствии с рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола от 28 ноября 2017 года.
Современная система обучения водителей складывалась на протяжении десятилетий. В рамках плановой, административно-командной экономики создание и деятельность учебных заведений подобного типа строго регламентировалось государством. В соответствии с Положением о порядке и сроках подготовки и переподготовки (ПК) водителей АТС (1985 г.) обучать водителей для работы по найму имели право лишь учебные заведения системы профессионально-технического образования и отраслевые министерства для нужд отраслей народного хозяйства. Водителей индивидуального автотранспорта обучали в организациях ДОСААФ СССР и добровольного общества автомобилистов. Все учебные заведения должны были иметь собственную полноценную учебно-материальную базу и до начала своей деятельности быть зарегистрированы в органах ГАИ в установленном прядке. ГАИ также осуществляла тотальный контроль за учебными заведениями и прием экзаменов с использованием их материальной базы. Успешность сдачи экзаменов в ГАИ выпускниками учебных заведений была на уровне 80-90 и более процентов.
C либерализацией экономики, и принятием в 1992 г. ФЗ «Об образовании», началось формирование негосударственного некоммерческого сектора подготовки водителей ТС (далее – автошкол). Автошколы, как правило, создавались на арендуемой у государственных учебных заведений, материальной базе. Государственные учебные заведения продолжили свою деятельность на условиях самофинансирования. В связи с введением лицензирования, контроль ГАИ над образовательными организациями был утрачен.
На формирование негосударственного некоммерческого сектора и развитие системы подготовки водителей в целом негативно сказалась самоподготовка водителей ТС, ставшая нормой после принятия в 1995 г. ФЗ «О безопасности дорожного движения». Поддерживаемый государством в течении восемнадцати лет, институт самоподготовки водителей, крайне отрицательно сказался на качестве обучения и допуске водителей к управлению ТС. Прием экзаменов на право управления ТС ГАИ продолжало осуществлять, используя на безвозмездной основе, материальную базу образовательных организаций. Собственная материальная база экзаменационных подразделений ГАИ практически не развивалась. Все это способствовало тому, что в сферу оказания платных образовательных услуг пришел бизнес, захватив до трети сегмента рынка. Стремление бизнес-структур к максимальной прибыли стало выхолащивать содержание образовательного процесса и породило, присущие рыночным отношениям, недобросовестную конкуренцию, а затем и ценовый демпинг. В условиях отсутствия на рынке образовательных услуг сдерживающих механизмов, недобросовестная конкуренция и демпинг цен приобрели угрожающие размеры. Успешность сдачи экзаменов на право управления ТС стала стремительно падать.
Лишь в 2013 году правовая норма о самоподготовке водителей была исключена из ФЗ «О безопасности дорожного движения». Начался новый период в развитии системы обучения и допуска водителей к управлению транспортными средствами, продолжающийся по настоящее время. Главным в реформе стала экзаменационная деятельность на право управления ТС. Территориальным отделениям Госавтоинспекции были переданы полномочия по определению соответствия лицензионным требованиям учебно-материальной базы автошкол. Затем указанные полномочия Госавтоинспекции были распространены на организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические условия, а также на соответствие требованиям мастеров обучения вождению. В настоящее время подготовлен проект нормативного документа о передаче Госавтоинспекции постлицензионного контроля автошкол в указанных сферах.    
В настоящее время экзаменационные подразделения территориальных органов Госавтоинспекции МВД РФ (далее – экзаменационные подразделения) в соответствии с Положением о Госавтоинспекции МВД РФ выполняют следующие функции: проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, выдача заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам в порядке, определяемом МВД РФ. В целях реализации экзаменационными подразделениями полномочий, МВД РФ принято ряд нормативных актов. Основополагающим документом является Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзамена на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (приказ МВД РФ от 20.10.2015 г. № 995). В соответствии с Административным регламентом были внесены существенные изменения в порядок проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, значительно повышены требования к учебно-материальной базе. Это потребовало значительных финансовых затрат образовательными организациями. Однако реформы не дали ожидаемых результатов. В связи с недостаточностью собственной материальной базы Госавтоинспекция в 2017 года приступила к формированию в субъектах РФ сети аффилированных автошкол для организации экзаменационной деятельности на их базе (приказы МВД РФ от 31 января 2017 года  № 32, 33). Вместе с тем, в 2018 году МВД РФ в очередной раз внесло предложения, кардинально меняющие порядок приема практического экзамена. Проект пока не реализован.
Указанные перманентные реформы в экзаменационной сфере могут привести к необоснованным расходам и значительным финансовым потерям образовательными организациями, а также создают нестабильность в работе автошкол, напряженность в профессиональном сообществе и неуверенность в будущем. А главное, неудовлетворенность сотен тысяч потребителей образовательных услуг.
На показатели качества обучения и допуска водителей к управлению транспортными средствами в значительной мере влияет субъективный фактор. Квалификационные требования к уполномоченным должностным лицам экзаменационных подразделений не содержат требований к образованию, опыту работы, повышению квалификации. В то время как компетенции указанных должностных лиц ориентированы на проблемы безопасности дорожного движения, должностные обязанности требуют знаний основ педагогики, психологии и образовательной деятельности. Отсутствие у должностных лиц указанных профессиональных компетенций и опыта восполняются зачастую административным ресурсом, что не способствует непредвзятой оценке в указанной сфере деятельности. Анализ статистических данных экзаменационных подразделений, мониторинг в социальных сетях в части удовлетворенности потребителей услуг, приводит к выводу о том, что показатель успешности сдачи экзаменов на право управления ТС в отсутствии общественного контроля, зачастую не объективен и может быть регулируем.
Формирование в МВД России государственной административной системы в сфере обучения и допуска водителей к управлению ТС в условиях рыночной экономики, ставит автошколы в зависимое положение от деятельности экзаменационных подразделений, чему способствует также непрозрачность деятельности экзаменаторов Госавтоинспекции.
    Отмечая социальную значимость повышения качества обучения и допуска водителей к управлению ТС в целях обеспечения безопасности дорожного движения, актуальность в связи с этим повышения уровня рациональности и эффективности деятельности экзаменационных подразделений, снижения рисков коррупции в экзаменационной сфере, представляется необходимым осуществление общественного контроля за деятельностью экзаменационных подразделений в форме общественного мониторинга экспертами региональных мониторинговых групп согласно прилагаемому Положению.

Made on
Tilda